Судопропускное сооружение С-1 на дамбе в Финском заливе. Санкт-Петербург
Судопропускное сооружение С-1 на дамбе в Финском заливе. Санкт-Петербург

Кронштадтская Дамба — это комплекс сооружений, построенных поперёк Финского залива (от порта Бронка до станции Горская). Дамба, проходящая через остров Котлин, отделяет Санкт-Петербург непосредственно от залива, и служит для защиты города от наводнений.

История создания дамбы

Впервые идею системы сооружений для защиты города от наводнений выдвинул в начале XIX в. математик и инженер П. Базен. Воплотить сложный технический проект стало возможным только в середине XX в.

К возведению защитного комплекса, документацию для которого разработали специалисты «Ленморниипроекта» и «Ленгидропроекта», приступили в 1979 году.

В конце 1980-х гг. строительство «заморозили» из-за сложной экономической и политической ситуации в стране.

Начало 2000-х гг. ознаменовалось возобновлением работ. К 2006 году в строй ввели северный участок дамбы от железнодорожной станции «Горская», по которому открыли автомобильное сообщение с Кронштадтом. Была запущена первая маршрутка от станции метро «Чёрная речка».

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Водопропускное сооружение
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Водопропускное сооружение

В 2010 году завершились основные технические работы по возведению южного участка дамбы, официальное открытие проекта состоялось 12 августа 2011 года. В том же году, 28 ноября, комплекс впервые использовали для защиты Петербурга от наводнения.

Интересные факты

Длина защитных сооружений от порта Бронка до станции «Горская» через остров Котлин составляет 25,4 км, высота над средним уровнем воды 6,4 м  с верхней отметкой в 7,5 м.

Комплекс защищает город со стороны акватории Невской губы от наводнений при высоте волн до 4,5 метров от ординара (нуля кронштадтского фуштока).

Сложное гидротехническое сооружение включает 11 дамб, два судопропускных и шесть водопропускных сооружений, а также автотрассу. Для защиты экологии залива построены три очистных сооружения, перерабатывающие 100 кубометров воды в час.

Одно из судопропускных сооружений (С-1) служит для круглогодичного прохода морских судов, второе (С-2) предназначено для пропуска судов типа «море-река» в период навигации. Во время наводнения они, как и водопропускные сооружения,  перекрываются затворами, не позволяющими нагонной волне передвигаться к Петербургу.

Масса каждого из плавучих батопортов 2800 тонн.

Контроль за отдельными участками КЗС осуществляется через главный пульт управления. Информация о предстоящем наводнении поступает в дирекцию дамбы из Главного управления МЧС не позднее, чем за 6 часов.

По гребню дамб проходит Кольцевая дорога А-118 с мостами и шестиполосным движением. Часть трассы длиной почти в два километра на южном участке идет по тоннелю под судоходным каналом С-1.